«…Но на ремонт подъёмника тоже нет денег». Как «Горьковка» шла «ленинским курсом» в непростые 90-е
Удивительное время Волгоградская ОУНБ им. М. Горького пережила в 90-е годы прошлого столетия. Собственно, не одна она. То было время, некоторым образом, созвучное названию известной книги Владимира Ленина «Шаг вперёд, два шага назад». Только вождь мирового пролетариата писал о кризисе партии, «предперестроечные» и «перестроечные» же годы характеризовались как многими кризисами сразу, так и очевидными «прорывами» в позитивном смысле.
С одной стороны, – и мы уже об этом упомянули в прошлый раз, – «Горьковка» вышла на международный уровень, начав сотрудничество с американскими организациями: в 1994 году, при поддержке Корпуса мира США на базе Библиотеки был открыт Российско-Американский Информационный Центр (РАЦ). В период с 1994 по 2000 год в Центре в качестве сотрудников работали американские волонтёры Джеймс Холцкнехт, Дуглас Лютти, Джеймс Уитиннгтон. В 2001 году Центр органично «вписался» в проект «Американские Уголки и Центры в России» и получил «второе рождение» с параллельным бурным ростом. В общем, это уже целая отдельная история. В любом случае, на сегодняшний день «Горьковка» располагает богатейшими информационными ресурсами по истории, политике и культуре США, а также большим опытом в сфере диалога культур, обмена опытом между странами-партнёрами.
Также в 1990-е годы происходило зарождение и развитие некоторых отделов Волгоградской ОУНБ им. М. Горького, появление которых было продиктовано временем.
Так, например, в 1992 году в «Горьковке» был создан Сектор проверки библиотечных фондов (СПБФ) – совершенно необходимая служба для огромной Библиотеки, пережившей глобальный переезд. Как мы уже писали, библиотечные фонды были разбросаны по разным помещениям Волгограда, и только к началу 1990-х годов все эти книги, наконец, были перевезены на новый адрес, на Мира, 15. Требовалась колоссальная проверочная работа.
К тому же, внедрение автоматизации, перемены в политике комплектования фондов и другие новшества не давали и впредь скучать работникам новосозданного отдела.
Или, например, в 1994 году самостоятельный статус получил ранее созданный, в 1982 году в структуре Отдела читального зала Библиотеки, Сектор периодических изданий. (В июле 2001 года был преобразован в Отдел периодических изданий (ОПИ). В какой-то степени этому способствовало и стремительное увеличение количества издаваемой в регионе и стране прессы.
В 1995 году в «Горьковке» появился Сектор сервисного обслуживания – ныне Отдел мобильного обслуживания. Веяния времени: новосозданный Сектор предоставлял пользователям Библиотеки новые виды услуг – платный прокат литературы и ксерокопирование! В Секторе был один единственный копировальный аппарат, штат сотрудников – 3 человека (2 библиотекаря и техник). Книжный фонд 1,5 тыс. экземпляров был укомплектован из наиболее спрашиваемых изданий на базе Отдела хранения основного фонда, специализированных отделов библиотеки и предполагал мобильность – раз в год происходило движение фонда. Надо ли говорить, что Отделу мобильного обслуживания теперь приходится «шевелиться» не на шутку: выросшие запросы пользователей одним ксероксом нынче никак не удовлетворить…
С момента новоселья на улице Мира, 15, с 1985 года в «Горьковке» приступил к работе Отдел регистрации, учёта и контроля читателей (ОРУиКЧ) – раньше он носил наименование «Сектор учета и контроля». Статус Отдела сектор получил в 1992 году, когда были автоматизированы рабочие места, и началось создание электронных баз данных «Читатели» и «Книговыдача». Сотрудники Отдела отслеживают, сколько всего записалось пользователей, сколько из них научных сотрудников, кандидатов и докторов наук; число посещений; какова книговыдача за год, полугодие или за один месяц, а также по различным отраслям знания: экономике, технике, сельскому хозяйству и так далее. В круг обязанностей Отдела входит также сбор статистики по подразделениям Библиотеки, её обработка по основным контрольным показателям и составление сводных отчётов. Все эти данные необходимы Библиотеке, чтобы определить приоритеты в комплектовании библиотечного фонда, организации информационных и культурно-досуговых мероприятий, структурировании библиотечного обслуживания, принятии управленческих решений.
Внедрение автоматизации в 1990-е годы изменило работу всех отделов Библиотеки. А помимо технического прогресса, в обществе появлялись новые реалии, о которых со времён В. Лапшина и А. Репникова успели позабыть... Только для примера: Отдел комплектования, формирующий, по сути, весь библиотечный фонд, в те годы столкнулся с необходимостью налаживания связей со значительно возросшим кругом книготорговых и издательских организаций, рождённых «капитализмом» 1990-х.
А один из старейших, Отдел обработки литературы и организации каталогов, в 1989 году приступил к формированию записей Электронного каталога. Этот процесс получил наибольшее развитие уже в 2000-х годах: с начала 2007 года здесь перешли на новую программу АБИС «АС–Библиотека–3», записи в Электронном каталоге представлены в формате RUSMARC.
Сейчас мы не ставим целью перечислить все отделы Волгоградской ОУНБ им. М. Горького, и всё вышесказанное говорилось лишь для иллюстрации главного посыла: с конца 1980-х годов для «Горьковки» началась новая эпоха – возможно, её отсчёт начался с появления в её стенах первого компьютера. Во всяком случае, ещё в 1986 году Министерству культуры РСФСР было поручено разработать и ввести в эксплуатацию типовую автоматизированную информационно-библиотечную систему областной библиотеки «АС–Облбиблиотека», а Главному информационно-вычислительному центру (ГИВЦ) было приказано провести совместно с ГБЛ разработку системы и её внедрение в областных библиотеках Волгограда и Тулы.
Все новшества, о которых мы сказали и о которых не упомянули, но они, безусловно, были, как раз и являлись тем «шагом вперёд», с разговора о котором мы начали наш сегодняшний рассказ. Шаг был размашистый и решительный.
Ну, а те два пресловутых «шага назад»? Увы, были и они.
Перебои с зарплатой, катастрофическая нехватка средств на самое необходимое – Библиотека с этим в полной мере столкнулась так же, как все остальные. О пресловутых «90-х» ещё будут серьёзные исследования, уверены – то было время крушения систем, время бессистемности и время зарождения систем новых. Весьма болезненное время…
«…Но уже в прошлом году количество новых поступлений уменьшилось до 20 тысяч, а за три месяца этого года не приобретено ни одной книги! Отобранная литература лежит в библиотечных коллекторах Москвы и Волгограда – средств на её покупку нет», – писал со страниц «Волгоградской правды» в 1994 году профессор ВГПУ, член Учёного совета Волгоградской ОУНБ им. М. Горького Василий Супрун. – А это значит, что издания конца 1993 – начала 1994 года не попадут на полки нашей библиотеки. … Что же касается сокращения числа работников, то это обязательно приведёт к ухудшению обслуживания читателей. Уже сейчас по субботам и воскресеньям в читальных залах очереди, как в прежние годы в продуктовых магазинах. Вот ведь что удивительно: несмотря на все экономические и политические невзгоды, количество читателей не уменьшается. В будни приходит до 800 человек, а по выходным – свыше тысячи. Люди тянутся в библиотеку, она стала не только памятехранилищем, но и очагом спокойствия, нравственности, традиций. В библиотеке около сорока тысяч читателей: практически все преподаватели вузов, многие студенты, учителя. Очереди не уменьшаются ещё и потому, что сломался подъёмник в книгохранилище. Библиотекарям приходится на руках носить по этажам груды книг, а читатели вынуждены ждать выполнения заявки дольше, чем это было раньше. Но на ремонт подъёмника тоже нет денег».
В том же 1994 году в «Волгоградской правде» зав. Сектором редких и ценных книг Волгоградской ОУНБ им. М. Горького Н. Селивестрова писала о необходимости создания «Музея книги», обращалась к неравнодушным меценатам, «криком души кричала»: «…Но, несмотря на сложности современной жизни, казалось бы, не оставляющие ни сил, ни времени для бескорыстия, будем надеяться на живой отклик общественности. Ведь сохранение культуры – это вопрос не профессии, а совести».
…Всё проходит, как известно с незапамятных времен, а со времён Соломона звучит аксиомой: прошли и 90-е. Шагнувшая в XXI век, отметившая 100-летний юбилей Библиотека преодолела к тому времени, как говорится, и огонь, и воду, и медные трубы. Но и испытания не закончились, и очередные свершения не заставили себя ждать, и история «Горьковки», к счастью, продолжается.
-
Отдел автоматизации
-
Отдел обработки литературы
-
Отдел межбиблиотечного абонемента, телетайп
-
Отдел регистрации, учёта и контроля читателей